«Живость боли и непрерывное её ощущение
служили источником живых образов».
М. Е. Салтыков-Щедрин.
Библиотекарь рассказала читателям о памятном дне в литературном календаре – праздновании дня рождения русского писателя-реалиста, критика, автора острых сатирических произведений М. Е. Салтыкова – Щедрина. В произведениях писатель поднимал темы морали и нравственности.
Эпиграф к мероприятию библиотекарь объяснила так: отрицательные черты действительности (смесь хамства и униженности в человеке, бесправия и произвола, высочайшей духовности и безмерной низости) вызывали боль у писателя и становились источником образов персонажей в его произведениях.
Дети узнали об особом месте сказок в творчестве писателя – сатирика, жанре, где наиболее ярко проявился сатирический дар Салтыкова-Щедрина. Когда автор создавал свои произведения в этом жанре, то задачей его было обличие пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности.
Но при этом талантливый публицист, сатирик, художник М. Е. Салтыков-Щедрин на протяжении всей жизни сохранил веру в свой народ, свою историю: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России».
Знакомясь с его сказками, мы не только познаем историю своей страны, но и учимся распознавать те пороки современного общества, которые так беспощадно высмеивает великий русский писатель.
Особенностью сказок Салтыкова – Щедрина является то, что в них сочетаются фантастика и реальность, комическое и трагическое.
Библиотекарь познакомила читателей с книжной выставкой «В мире сказок М. Е. Салтыкова – Щедрина». На выставке представлены разные издания книг со сказками писателя.
Далее читателям предстояло выяснить, что стало источником «живых образов» в сказках «Премудрый пискарь» и «Дикий помещик», поговорить об идейном своеобразии этих произведений, определить, какие явления действительности и черты характера персонажей высмеивает автор.
Сначала школьники посмотрели мультфильм по сказке М. Е. Салтыкова — Щедрина «Премудрый пескарь», снятый на киностудии «Союзмультфильм» в 1979 году и ответили на вопрос о смысле жизни и назначении человека.
Определив идею сказки, дети делились своими рассуждениями о том, как сложилась судьба пескаря, какова цель его жизни, какие черты присущи ему, каким был итог его жизни.
Читатели посмотрели презентацию «Премудрый пискарь в иллюстрациях» и увидели общие черты в изображении пескаря у разных художников – иллюстраторов. Музыкальное оформлением презентации стала композиция Е. Мартынова к мультфильму «Премудрый пескарь».
Чтобы выяснить, какие проблемы затрагивает Салтыков – Щедрин в сказке «Дикий помещик», библиотекарь предложила детям прочитать вслух подготовленные отрывки из этого произведения и ответить на вопрос: какими они видят в произведении помещика и мужика.
Читатели заинтересовались тем, что будет происходить дальше, чем закончится такая сказка. Библиотекарь предложила школьникам прочитать произведение самостоятельно, чтобы увидеть, как воплотилась в нём идея пробуждения самосознания в человеке, как показаны отношения между помещиками и народом.
Посетителям блога предлагаю проверить знание сказок «Дикий помещик» и «Премудрый пескарь», выполнив задание интерактивной игры: установить соответствие между цитатами из произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина и названиями этих произведений.
Мероприятие подготовила и провела ведущий библиотекарь Паляничка Маргарита Фёдоровна.