Заседание в рамках программы «Пушкинское наследие» «Звучи, божественная лира!»

16 июля 1814 года впервые было опубликовано стихотворение начинающего поэта 15-летнего Александра Пушкина. В журнале «Вестник Европы» под №13 вышло его произведение «К другу стихотворцу», где Александр Сергеевич рассуждает о поэзии и поэтах, адресуя свои слова товарищу по лицею Вильгельму Кюхельбекеру. Но это далеко не первый поэтический опыт Пушкина. Стихи он начал писать примерно лет в семь. Мы с участниками клуба порассуждали легко ли написать стихотворение. 
Для этого участникам клуба было предложено сыграть в буриме – по предложенным рифмам написать стихотворение. Вот такие слова получили ребята:

1. весна /ясна, греет /веет;
2. нет стужи /лужи, капель/ апрель;
3. окошко / солнышко, лучи /грачи;
4. доска /тоска, урок /звонок;
5. ворчуны / шалуны, одна /у окна;
6. друг/вдруг, пять/опять

Стихи А.С.Пушкина – это классика, это то, что называется настоящей поэзией. Поэзия была его главным делом.  О том, как Пушкин писал стихи, оставили свидетельства не только его современники, но и сам поэт. Обыкновенно пора его литературных трудов приходила осенью – это было любимое время года Пушкина. Причём, чем дождливей и слякотней погода, тем лучше: в хорошую, сухую осень не устоять от искушения побольше погулять, тем более в деревне.

С юности у Пушкина была привычка рано просыпаться, приводить себя в порядок и после чашки кофе забираться опять в постель, чтобы работать над рукописями – часов до трёх. В это время нельзя было его беспокоить. Часто в задумчивости он грыз кончик пера (И.И.Пущин вспоминал,  что и в Лицее Пушкин писал оглодками).  Закончив какой-то этап работы, Пушкин любил проверить на слух, как звучит написанное. Если некому было послушать, читал сам себе, размахивая руками.

Пушкин неоднократно говорил о важности вдохновения. Для него это было почти физиологическое понятие, это особое состояние, находящее на поэта время от времени. «И быстрый холод вдохновенья власы подъемлет на челе». Пушкин писал, что вдохновение – это «расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных».
С.Бонди писал: «Редко он садился за стол записать уже придуманное, хотя бы и в общих чертах сложившееся в голове, как большинство поэтов. Большей частью Пушкин творил с пером в руках; он заносил на бумагу почти все моменты своей творческой работы: целый стих, части стиха, отдельное слово, иногда в полном беспорядке, торопливо, в волнении, зачёркивая одно и заменяя другим, снова возвращаясь к первому, опять его зачёркивал и опять восстанавливал. То, что у других поэтов не доходит до бумаги – неясная мысль, слово, которое наверняка будет отвергнуто, – Пушкин набрасывал на бумагу, сейчас же зачёркивая, иногда даже не успев дописать слово до конца».

Участники клубного формирования познакомились со статьей «Тайна гения» —  Алексей Викторович Ильичев, доктор филологических наук, заведующий научно-организационным центром Всероссийского музея А. С. Пушкина.

И в заключении участники клуба прочитали свою любимые стихотворения.

Мероприятие подготовила и провела зав.сектором Гончарова Оксана Владмиировна