Мир детства, с ним навечно расставанье,
Назад ни тропок нету, ни следа,
Тот мир далёк, и лишь воспоминанья
Всё чаще возвращают нас туда.Кайсын Кулиев
1 мая 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения русского писателя Виктора Петровича Астафьева, одного из самых талантливых и самобытных русских писателей. Им написано более двухсот произведений, многое издавалось за рубежом в переводе на различные языки мира. По его книгам сняты художественные фильмы, поставлены спектакли. Он отразил в своих произведениях реалии деревенской жизни и тяжёлого военного времени.
Наша сегодняшняя встреча с учащимися 6 класса гимназии №14 была посвящена жизни и творчеству этого замечательного писателя. Посмотрев презентацию, ребята узнали много интересных фактов из его биографии, о том, что во время Великой Отечественной войны не захотел оставаться в тылу и пошел добровольцем на фронт, был ранен и несколько месяцев провел в госпитале. За боевые заслуги был награжден орденами и медалями.
С интересом ребята слушали историю появления первого рассказа Виктора Петровича «Васюткино озеро».
А особое внимание мы уделили прочитанному рассказу «Конь с розовой гривой». В русской литературе существует ряд традиционных образов: образ Родины, образ матери и другие. К ним можно отнести и не менее важный образ бабушки. У каждого человека есть своё представление о бабушке, свои воспоминания, связанные с ней.
Ребята говорили, какие ассоциации у них вызывает слово «бабушка». Это: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, морщинки, очки, седина, натруженные руки, пирожки и многие другие. Во все времена бабушки похожи: они горячо любят внуков, заботятся о них, они мудрые воспитательницы.
На вопрос: «За что я хочу поблагодарить свою бабушку?» ребята отвечали обдуманно, подтверждая свои слова примерами из жизни.
Мы отметили, что бабушка из рассказа «Конь с розовой гривой» — сибирячка, и в её речи много диалектных слов, народных оборотов. Да, на самом деле Виктор Астафьев часто использует в своих произведениях диалектные и просторечные слова. Служат они для создания особого сибирского колорита.
Но не все слова оказались понятны для современных школьников. При помощи словарей мы нашли толкование непонятных нам слов, которые встречаются в рассказе «Конь с розовой гривой». Для этого мы разделили класс на 2 команды. Первая команда получила «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова. Вторая – «Толковый словарь русского языка» В.И. Даля.
Следующим заданием была работа с цитатами. Задачей ребят было объяснить, что хочет сказать Астафьев словами бабушки, дедушки и мальчика Вити.
Далее, чтобы понять насколько внимательно читали рассказ и запомнили сюжет, ребятам нужно было ответить на представленные тестовые вопросы.
В заключение мероприятия мы сделали вывод, что рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» полон глубоким содержанием и нравственным смыслом. На примере главного героя мы учимся по-настоящему уважать своих родных и близких и никогда их не обманывать.
Мероприятие провела ведущий библиотекарь Антонова Е.Г.