“Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело”
А.П. Чехов
Профессия учителя всегда была одна из самых уважаемых и нужных. Поэтому неслучайно этот год в нашей стране объявлен Годом педагога и наставника.
В преддверии Дня учителя специалисты Модельной детской библиотеки имени А.С. Пушкина решили поговорить про особый род преподавателей – которые в свободное от школы или университета время писали сделавшие их знаменитыми тексты.
В отечественной педагогической традиции воспитательная роль учителя во все времена признавалась главной. Учительность (наставление) – одно из определяющих свойств русской литературы, начиная с первых дошедших до нас произведений.
Сегодня, в рамках информационного дня, мы с читателями вспоминали известные имена русских детских писателей-педагогов, чей труд по духовному совершенствованию общества не ограничился литературным творчеством: П.Бажова, В. Крапивина, А. Волкова и С.Я. Маршака.
Выдающийся писатель — педагог – Павел Петрович Бажов, автор сказов по мотивам уральского фольклора, работал школьным учителем русского языка. Как учитель был внимательным и добрым. Уроки Павла Петровича были самым любимым предметом среди учащихся. В своей педагогической деятельности П. П. Бажов обращался к многочисленным примерам из произведений русских классиков. Методические приемы Павла Петровича помогали учащимся успешно освоить учебную программу. Много сил и внимания отдавал развитию литературы на Урале. Главная тема бажовских сказов – простой человек и его труд, талант и мастерство.
Павла Петровича Бажова называют чудесным сказочником, певцом родного Урала. Под его пером заговорил вдруг этот удивительный край – проснулись горы, заиграли камни, ожили добрые и злые чудовища, голубые змейки, яркие ящерки.
«Чудеса из малахитовой шкатулки» — под таким названием прошла интеллектуальная игра, посвященная творчеству П.П. Бажова для учащихся 4 «А» класса «Гимназии №14».
Ребята познакомились с биографией и творчеством писателя. Вниманию присутствующих была представлена презентация «Сказы Бажова в иллюстрациях художников Палеха» и выставка книг писателя из фонда библиотеки.
Затем ребята блеснули своими знаниями в интеллектуальной игре: угадывали героя по его поступкам, определяли из какого сказа были строки и чем были заняты люди из сказов, отгадывали загадки, отвечали на вопросы из малахитовой шкатулки.
Участники посмотрели отрывок из художественного фильма «Каменный цветок». Эта история о мастере Даниле, его тяге к новым знаниям и умениям, рассказанная великим сказочником, уникальна и чиста.
Наши юные читатели смогли прикоснуться к действительно золотым страницам уральской литературы и ещё крепче полюбить сказы П.П. Бажова.
Мероприятие провели специалисты библиотеки: Антонова Е.Г. и Мурадова А.С.
Одарённый математик и писатель, педагог с душою сказочника, создатель волшебного города.
Александр Мелентьевич Волков с детства был очень одарённым ребенком. В 6 лет его приняли сразу во второй класс городского училища, в 12 лет он окончил его лучшим учеником. В 16 лет Волков стал воспитанником Томского учительского института. После его окончания он работал учителем. В школе он преподавал физику, математику, русский язык, литературу, историю, географию, рисование и даже латынь, но больше других наук Волкова привлекала математика. И уже на пятом десятке Александр Волков поступил и блестяще, всего за 7 месяцев, окончил математический факультет Московского университета, а вскоре стал учителем высшей математики в одном из московских институтов.
Он учился всю жизнь. А из его сказок извлекает уроки не одно поколение.
«Из математика в сказочника» — так называлось литературное путешествие в необычный сказочный мир Александра Волкова, куда мы отправились вместе с учащимися «Гимназии №14».
В начале мероприятия ребятам рассказали о жизни и творческом пути Александра Волкова. Так они узнали, как математик стал сказочником.
Как однажды сказал Д.Р. Толкин, выдумать фантастический, сказочный мир – это еще полдела. Главное, чтобы в твой придуманный мир можно было поверить. Так вот, мир, который предстает перед нашими глазами в сказках Александра Волкова, кажется настоящим – в него веришь сразу и бесповоротно. Сегодня мы в очередной раз в этом убедились, окунувшись в волшебный мир «Изумрудного города».
Участникам рассказали об истории создания повести-сказки «Волшебник Изумрудного города». С помощью презентации они вспомнили героев произведения, обсудили их образы и сокровенные желания.
С помощью книжной выставки ребята познакомились со всем циклом сказок о волшебном городе. И, конечно же, не обошлось без Великого и могучего Гудвина, с которым ребята поделились своими сокровенными желаниями. Под веселые ритмы «Песенки друзей» из одноименного мультфильма, ребята писали свои желания, и мы уверены, что их задумки и стремления обязательно сбудутся.
Мероприятие провели специалисты библиотеки: Геворгян Л.Г. и Гончарова О.В.
Владислава Крапивина по праву считают не только знаменитым детским писателем, но и замечательным педагогом и наставником.
Ещё будучи студентом, он организовал детский клуб «Каравелла». В 1965 году отряд «Каравелла» получил статус отдельной пионерской дружины и пресс-центра всесоюзного журнала «Пионер». Писатель признавался, что гордится этим не меньше, чем своими книжками.
Как педагог, Крапивин отстаивал идею ценности детства, как важного этапа в жизни человека, предлагал принцип сотрудничества поколений, как основу развития человека и человечества в целом. Его литературное творчество неразрывно связано с его педагогической деятельностью. Писатель признавался: «Когда я писал «Мальчика со шпагой», рядом со мной, вместе со мной, рос и работал отряд юных моряков, юнкоров и фехтовальщиков. Не будь этих ребят — не было бы и книги, и потому я посвящаю её матросам, барабанщикам, штурманам и капитанам отряда „Каравелла“.
«В страну Крапивина» — так называлось мероприятие, на которое пришли учащиеся 5 «А» класса «Школы №26».
В начале мероприятия ребятам рассказали о жизни и творческом пути В.П. Крапивина. Так они узнали, что он был не только писателем, но и командором для своего отряда «Каравелла».
Ребятам рассказали и о нескольких его произведениях и о его педагогической деятельности. Зачитали строки из книги, где автор обращается к читателю, к детям.
Всё мероприятие сопровождалось презентацией по творчеству автора.
Участники узнали его теорию о Кристалле (Карандаше) и других мирах. В завершение мероприятия на память ребятам подарили карандаши под мелодию А.Рыбникова. «Та сторона, где ветер».
Мероприятие провели специалисты библиотеки: Кощеев С.Н. и Миронова И.Ю.
Самуил Яковлевич Маршак – талантливый поэт, переводчик, драматург, прозаик, выдающийся общественный деятель, стоявший у истоков советской детской литературы, очень любивший детей и создавший для них великолепные произведения.
Умные и добрые книжки Самуила Маршака встречают нас в раннем детстве и сопровождают в детском саду и школе, помогая понять окружающий мир, вырасти хорошими людьми.
За свою жизнь Маршак вел активную педагогическую деятельность. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.
«Удивительный Маршак» — под таким названием на встречу с творчеством любимого детского писателя отправились путешественники непоседы – учащиеся 2 «А» класса Школы № 1.
Литературное знакомство с Маршаком началось с видеопрезентации, из которой ребята узнали, что Самуил Яковлевич был не просто детским писателем, а наставником многих поколений. Об этом говорит, как и его фамилия, которая с иврита переводится как учитель, так и то, как много сделал Маршак для детей: он совместно с группой краснодарских писателей, художников и композиторов создал один из первых детских театров. Вскоре он превратился в «Детский городок» с садиком, школой, библиотекой и кружками.
Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Наверное, поэтому ребята с большим удовольствием отправились в увлекательное путешествие по страницам книг автора. Библиотекари в роли Рассеянного с улицы Басейной, и Дамы (которая сдавала багаж) провели различные игры и конкурсы. Дети продемонстрировали свои литературные знания в викторине по произведениям Самуила Маршака и доказали Рассеянному, что они очень внимательные.
Ребята отгадывали загадки, которые сочинил Самуил Яковлевич для детей, читали стихи из книги «Детки в клетке», угадывали произведения Маршака по отрывкам.
В заключение мероприятия ребята подготовили инсценировку «Сказки о глупом мышонке». Ребята вспоминали нянек из «Сказки о глупом мышонке», думая, что мышонка съела кошка, но когда узнали, что у этой книжки есть продолжение – «Сказка об умном мышонке», все искренне порадовались, что мышонок остался жив-здоров.
Так, о самых важных вещах нашей жизни миллионы мальчишек и девчонок узнали из стихотворений, сказок, пьес этого замечательного поэта.
Мероприятие провели специалисты библиотеки: Северинова-Лысенко Е.Г. и Сидоревич И.К.
Сегодня все наши читатели имели возможность познакомиться с книжной выставкой «Образы воспитателей в литературе», на которой представлены лучшие образцы литературного творчества писателей-педагогов.
Педагогика – первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека.
К.Д. Ушинский
Тесная связь педагогики и художественной литературы бесспорна, потому что их функции очень близки и носят воспитательный, образовательный и познавательный характер. Они взаимодействуют, дополняя друг друга. Поэтому неудивительно, что педагоги становятся писателями. И наоборот, писатели приходят в педагогику.
Все детские писатели решают такие задачи, как познание ребёнком окружающего мира, его отклик на внешние впечатления бытия, предпосылки и процесс формирования у растущего человека чувства добра, справедливости, радости, познания мира и себя в нём. Их книги способствуют развитию фантазии и исследования.
Поэтому мы уверены в учительности литературы и в педагогическом опыте русских писателей и надеемся, что традиция взаимодействия школы и литературы не прервётся…
С наступающим праздником, дорогие учителя, педагоги и наставники!