
Накануне празднования Светлой Пасхи в Модельной детской библиотеке имени А.С. Пушкина прошли мероприятия в рамках дня информации «Традиции празднования Пасхи».
В первой половине дня состоялся час народной культуры «Сурб Затик – Святая Пасха по-армянски». Мероприятие было организовано благодаря сотрудничеству с РРОО «Нахичеванской-на-Дону армянской общиной», совместно с учителем армянского языка Петанян Лусине Гамлетовной. Его участниками стали дети, посещающие кружок по изучению армянской культуры и языка, действующего на базе нашей библиотеки, их родители и заинтересовавшиеся читатели.
В этом году Армянская Апостольская и Русская Православная церкви в один день отмечают один из важнейших христианских праздников – Воскресение Господня. В начале мероприятия участникам рассказали о том, что такое совпадение бывает очень редко. Связано это с тем, что церкви в своем летоисчислении используют разные календари (Григорианский и Юлианский соответственно). Армянская Пасха – Сурб Затик, имеет некоторое сходство с русской Светлой Пасхой, но также и ряд различий. Оба праздника уходят корнями в христианскую веру и посвящены воскресению Иисуса Христа, но они различаются по срокам, литургическим традициям, культурным обычаям.


Празднование Сурб Затик является для армянского народа особой традицией — частью более 1700-летней христианской культуры. Духовный праздник полон смысла и народ, в свою очередь, вносит свой колорит в праздновании Пасхи.
Присутствующим рассказали о старых народных традициях празднования Пасхи. Так, ребята узнали, что в старину в домах украшали «кенац цар», подобие райского древа жизни. В кувшин клали сухие ветки и развешивали разрисованные яйца. Древо украшали также куклами «Аклатиз». Сегодня все участники мероприятия имели возможность своими руками украсить такую веточку из абрикосового дерева. Только вместо крашеных яиц, они вешали на веточки раскраски яиц с национальным орнаментом.


Праздник Пасхи для армян не проходит без семейного застолья с традиционными блюдами. Библиотекарь рассказала, что к этому празднику хозяйки готовятся еще за месяц, они в посуде выращивают зерно – «ацик», что символизирует идею воскрешения после смерти. В проросшее зерно кладут крашеные шелухой лука яйца. Перед тем, как съесть, яйца используют для игры – бьют друг об друга. Выигрывает тот, чье яйцо остается целым, разбив скорлупу у соперника.
В старину народные гулянья продолжались весь день. После обеда всеобщее празднество продолжалось на природе с разнообразными играми, конными состязаниями и кострами. Ну а сегодняшний праздник тоже не обошелся без стихов, песен и народных танцев.



День информации продолжил час краеведения «Как отмечали Пасху в Ростове и в Нахичевани».
Пасха – самый большой и светлый праздник. Это праздник торжества добра над злом. В Ростове и в Нахичевани его всегда отмечали с размахом и очень торжественно.
Ребятам, посетившим наше мероприятие было рассказано об истории возникновения праздника и о традициях празднования Пасхи в Ростове и в Нахичевани.
Участники с интересом узнали, что до октябрьской революции 1917 года самым главным праздником в Ростове считали Пасху. Она была великим торжеством для людей всех возрастов и всех сословий.
Нахичеванские пасхальные традиции очень интересны. В них тесно переплетались армянские христианские обычаи и русские православные. С вербного воскресенья русские и армяне усиленно начинали посещать церковные службы на Страстной неделе. К Пасхе хозяйки начинали усердно готовиться. Прежде всего, занимались чисткой жилищ, а также побелкой потолков и стен, мыли окна. Словом, шла генеральная уборка во всех ростовских и нахичеванских домах. Страстная неделя начиналась стиркой белья и глажением, а со среды начинали печь различные фигурные печенья к чаю. В четверг пекли куличи, гату, а в пятницу красили яйца в красные и розовые цвета.



Приготовление пасхальных куличей было особым священнодействием для нахичеванских хозяек. В доме нельзя было разговаривать, ходить и отвлекать хозяйку от приготовления куличей.
На Пасху жители одевались в нарядные праздничные одежды.
В Нахичевани, как правило, за большим и праздничным столом собиралась вся семья.

Городские газеты пестрили иллюстрациями на пасхальную тему. Помимо праздничных открыток и картин о Христе, публиковалось много стихов, рассказов и былей, призывающих к любви и доброте, состраданию и сочувствию к близким.
Многие традиции ростовчан и донских армян ушли в прошлое. Но и сейчас мы все от души и с радостью встречаем Пасху и с большим удовольствием вспоминаем старые народные традиции её празднования, которым был посвящен наш сегодняшний день информации.
Сегодня все посетители нашей библиотеки имели возможность познакомиться с тематическими книжными обзорами об истории и традициях донских армян и армянского народа в целом.


Мероприятия организовали и провели: зав. сектором Геворгян Л.Г., ведущий библиотекарь Мурадова А.С. и учитель армянского языка Петанян Л.Г.