
«Моцарт и Сальери» — это одно из тех произведений, о которых до сих пор не утихают споры. Оно входит в цикл коротких пьес «Маленькие трагедии».
Почему Пушкина интересует этот жанр? Какие вопросы ставит перед читателем автор? На эти и другие вопросы мы с участниками клуба искали ответы, а также обсуждали извечные темы – темы нравственности и человечности.
Чтобы помочь ребятам понять кто же такие наши главные герои, мы дали историческую характеристику каждому из них. А для наиболее яркого восприятия образа Моцарта, прослушали фрагмент из его симфонии №40.


В пьесе, занимающей особое место как в русской, так и в мировой литературе, поэт наделяет Сальери печальной славой отравителя Моцарта. В действительности Моцарт и Сальери не были врагами. У Сальери не было причин завидовать Моцарту, ведь он сам был успешным композитором и занимал почетную должность придворного капельмейстера – руководителя хоровой капеллы. А Моцарт так и не получил желаемую должность у императора и был лишён работы. И хотя по сей день продолжаются споры вокруг якобы насильственной смерти Моцарта, нет никаких достоверных источников, подтверждающих это. В 1997 году даже состоялся суд, на котором Сальери признали невиновным.


А. С. Пушкин почерпнул слух об отравлении Моцарта в одной из французских газет и взял его за основу своего произведения. Трагедия «Моцарт и Сальери» укрепила этот миф и способствовала его распространению, а образ Сальери стал нарицательным для обозначения завистливой посредственности.
На вопрос: почему Пушкин выбирает этот сюжет, участники клуба пришли к мнению, что автор доверяет свои сокровенные мысли о сущности творчества, о зависти, о смерти, о тайне человеческой души двум реально существовавшим людям, имена которых вынес в название.

Конфликт произведения, лежащий на поверхности, — зависть Сальери к таланту Моцарта. Может ли творец быть злодеем? В некотором смысле конфликт не находит своего разрешения, так как смерть Моцарта происходит за сценой и вопрос остаётся открытым.
В заключение мероприятия мы сделали вывод, что настоящий талант требует от человека оставаться отзывчивым, добрым, не возноситься над другими, работать не ради славы, а из любви к творчеству.
Заключительные строки «Гений и злодейство — две вещи несовместные» будоражат умы многих поколений.
Мероприятие подготовила и провела ведущий библиотекарь Антонова Е.Г.