Национальная мозаика «Культура татарского народа в музыке, костюме, танце»

Библиотекарь рассказала читателям о татарах — втором по численности народе России, проживающем в Республике Татарстан, центральных областях России, Поволжье.
Началось знакомство с культурой татарского народа с истории национального костюма.
Одежда отражает многовековые национальные традиции. Она раскрывает особенности менталитета народа, воспроизводит в орнаменте его представления о добре и зле, формирует неповторимый культурный облик. В костюме как в зеркале отразились занятия предков: землепашцев и скотоводов; климат и пути торговли; идеалы красоты и религия; изменение социально-экономических условий и контакты с другими народами.
С помощью видеопрезентации наши читатели познакомились с национальной одеждой татарского народа — «Встречайте по одёжке!»

Библиотекарь предложила читателям, интересующимся историей культуры татарского народа, в качестве сравнительного анализа познакомиться не только с материалами по костюму сибирских, астраханских, крымских татар, но и других тюркских, финно-угорских и славянских этносов в монографии С. В. Сусловой, Р. Г. Мухамедова «Народный костюм татар Поволжья и Урала».
Продолжилось мероприятие знакомством с истоками музыкального искусства татарского народа.
Известный татарский писатель Гаяз Исхаки так поэтично пишет о татарской музыке:

Наши деды вынесли когда-то из бескрайних степей долгие-долгие напевы. А с берегов извилистых рек принесли они мелодии быстрые и весёлые. Омыв их в водах Каспия и Чёрного моря, освежив ветрами Урала и Кавказа, они завещали их не только нам. Они завещали их всей России. Мелодии дедов, не имеющие конца. Напевы бабушек, звучащие из самого их сердца, вскормили не только нас, но и наших соседей — русский народ, окрасив русские песни, русскую музыку в свои тона, вдохнув в них татарскую душу, оросив их татарской слезой

… важнейшей основой становления народа как культурной нации является его национальная музыка. Но в достаточной ли степени развита у нас эта область искусства, отражающая особенности душевного состояния нашего народа, выражающая все его печали и радости в только ей присущих мелодиях и напевах?»

Писатель Гаяз Исхаки.

Ответ на этот вопрос читатели старались услышать из татарской народной музыки в исполненииГосударственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан. «Арча — татарская народная музыка»

Библиотекарь рассказала читателям об истоках народного татарского танца и его особенностях.
У самых своих истоков татарские танцы носили обрядовый характер. Они были напрямую связанны с ритуальными действиями шаманов. В каждом движении демонстрировался потайной культ, отражение образов животных, птиц. И до сих пор некоторые из этих движений сохранили свою актуальность. К таковым можно отнести взмах рук, создающий образ летящей птицы. Во многом такие танцы имели подражательный, игровой характер. Татарами создавались целые танцевальные пантомимы, в которых ярко выражался их культурно-хозяйственный уклад.
Об особенностях народного татарского танца много интересного можно узнать из книги Г. Я. Власенко. «Танцы народов Поволжья»:

Полны грации лирические женские танцы «Три подружки», «Весенние голоса» и игровой танец «Золотая пшеница

Женский танец – всегда стремительный, лёгкий, воздушный. В то же время движения рук ограничены, нет движения кистями…
Танцуя с девушкой, юноша держит себя уверенно, гордо… В конце каждой фразы обычно исполняется лёгкий притоп с небольшим наклоном корпуса. Распространён и сольный танец «Аерым бию». Сущность его — в своеобразной импровизации, цель которой – поразить зрителей мастерством и фантазией».
Татарский танец «живой, исполненный внутреннего темперамента, элементов игры, шутки, желания перехитрить партнёра. Танец сопровождается игрой на гармони-двухрядке, кубызе, тальян-гармони, скрипке».
Читатели посмотрели видеоролик с выступлением ансамбля «Юность»


После знакомства с особенностями национальной одежды и музыки татарского народа предлагаю читателям проверить знания, выполнив задания интерактивной игры: необходимо определить по фотографиям танцоров в национальных костюмах, где татарский танец, а где танцы других народов.


Завершилось мероприятие знакомством с книгами о культуре татарского народа.

С. В. Суслова, Р. Г. Мухамедова. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX–начало ХХ вв.) Историко-этнографический атлас татарского народа. – Казань, 2000. – 312 с.
Монография посвящена истории формирования народного костюма волго-уральских татар, особенностям генезиса его этнорегиональных комплексов (казанско-татарских, мишарских, касимовских, кряшенских). Исследованы причины и пути формирования общенационального татарского костюма; выявлены современные тенденции его трансформации; представлена и научно обоснована визуально-художественная реконструкция ряда утраченных донациональных и средневековых форм костюма.

Завьялова М. К. Татарский костюм: из собрания Государственного музея Республики Татарстан. — Заман, 1996. – 262 с.  
В альбоме представлена коллекция Государственного объединенного Музея Республики Татарстан по традиционной одежде татарского народа. Костюм — наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности, где материальное начало целостно сочетается с духовным миром прошлого.

Г. Я. Власенко. «Танцы народов Поволжья». — Самарский университет, 1992. – 194 с.
В книге представлены результаты изучения танцев народов, населяющих Поволжье: русских, башкир, калмыков, марийцев, мордвы, татар, чувашей. Автор анализирует общее и особенное в хореографической лексике народов Поволжья, выявляя на примере народного танца их культурное взаимовлияние и сближение.

Мероприятие подготовила ведущий библиотекарь Паляничка Маргарита Фёдоровна.
Телеграмм канал библиотеки
Библиотека ВКонтакте