Национальная мозаика «Культура чувашского народа в музыке, костюме, танце»

Во вступительном слове ведущий библиотекарь Паляничка Маргарита Фёдоровна рассказала читателям о чувашском народе.

Чуваши — пятый по численности народ России.  Корни этого народа обнаруживаются в древнейших этносах Алтая, Китая, Средней Азии. Основная часть этого народа проживает в Чувашской Республике на востоке Восточно-Европейской равнины, преимущественно на правобережье Волги, между ее притоками Сурой и Свиягой.

Началось знакомство с культурой чувашского народа по традиции с истории национального костюма.

Одежда — важная часть многовековых национальных традиций. Она раскрывает особенности менталитета народа, воспроизводит в орнаменте его представления о добре и зле, формирует неповторимый культурный облик.

Национальная одежда не представляется без вышитого на ней строгого, но броского чувашского орнамента. Он символичен: рассказывает о возрасте хозяина костюма, его статусе, состоянии, принадлежности к роду. В изделиях преобладает сочетание белого и красного цветов. По верованиям древних чувашей, эта гамма обозначает сакральную чистоту.

Чаще всего чуваши изготавливали одежду из домотканого полотна, кожи, войлока, овечьей шерсти или сукна. Почти в каждом крестьянском дворе имелся прядильный и ткацкий инвентарь. Холсты для будущих изделий умели ткать все деревенские женщины. Для этого они выращивали лен и коноплю. Обувь чуваши мастерили из дерева и луба.

Чувашская одежда представлена разнообразием головных уборов, платьев и костюмов, а также известна богатством вышитых ромбо- и зигзагообразных узоров, монетной и бисерной отделки, специального кроя.

Белая рубаха из конопляного полотнища (кĕпе) — основа всех чувашских одеяний. Боковые части закрывали прямыми вставками, которые расширяли рубаху книзу и подчеркивали ее объемный силуэт.

В гардеробе каждой чувашки была холстяная рубаха (кĕпе), которая ниспадала до щиколоток. В отличие от мужских рубах женские часто имели нагрудные узоры-обереги кĕске в виде солнца. Поверх рубахи надевали вышитый передник (чĕрçитти), а представительницы верховой группы (вирьял) вместо него в основном носили белый вышитый фартук (саппун).

Мужчины носили холстяные туникообразные рубахи (кĕпе) длиной до колен. Грудной разрез располагался справа и завязывался тесьмой. Кĕпе низовой группы чувашей (анатри) отличались цветным клетчатым узором в красную или синюю клетку. Простые рабочие рубахи не украшались, а праздничные имели вышивку на грудном разрезе, рукавах и подоле.

Считалось, чем богаче узор, тем праздничнее одеяние. Однако мужской наряд орнаментировался скромнее женского. К примеру, на рубахе в области плеч вышивали узоры-символы неба, в области груди — узоры-символы огня, которые, по верованиям древних чувашей, обозначали мужественность.

Кроме того, мужчины носили штаны (йeм) и однотонную безрукавку. На праздники парни надевали кожаные сапоги (сăран атă).

Головные уборы чуваш — уникальное явление в национальной культуре. Необычные женские шапочки, украшенные вышивкой, бисером, монетами, а также мужские войлочные шляпы — одни из самых узнаваемых элементов чувашской одежды.

Тухья — округлый головной убор, который носили девочки и незамужние девушки по праздникам и выходным дням. Он изготавливался из 1−2 слоев холста, украшался бисерной вышивкой и серебряными монетами.

Замужние женщины покрывали голову сурпаном — полоской белой ткани, концы которой украшались вышивкой. В обычные дни поверх сурпана повязывали пуç тутри — узкую повязку на голову. По праздникам женщины носили хушпу, открытую шапочку, богато украшенную монетами. Отличительная особенность хушпу — хӳри, наспинная полоса до пояса или ниже с рядами монет и бисерной вышивкой.

Мужские головные уборы не орнаментировались. Летом мужчины носили черные или белые войлочные шляпы (ялкас), а зимой — шапки с широким околышем и продолговатым куполообразным верхом (сĕлĕк).

Большинство чувашей ходили в лаптях из липового лыка (çăпата). Валенки могли позволить себе лишь зажиточные крестьяне.

С помощью видеопрезентации читатели познакомились с представителями чувашского народа, одетыми в национальную одежду.

После знакомства с особенностями национальной одежды чувашского народа читатели проверили свои знания, выполнив задания интерактивной игры: необходимо было соотнеси фотографию и название чувашской национальной одежды.

Наступило время знакомства с истоками музыкального искусства чувашского народа, и ребята совершили экскурсию в мир национальных чувашских интрументов шапар (волынка из бычьего пузыря), тутут (пастуший рожок), сарнай (волынка из козьей кожи), шахлич (дудка); кесле (гусли) с помощью видеоролика.

А особенностями народного чувашского танца читатели любовались с помощью выступления народного ансамбля эстрадного танца «Импульс».

Завершилось мероприятие знакомством читателей с книгами о культуре народов России.

Рекомендательный список литературы

Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия / Бронштейн М. М., Жуковская Н. Л. и др. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2020. – 103 с.: ил.Книга знакомит с многочисленными народами нашей страны, с их историей, праздниками, обрядами и обычаями. Знание культурных традиций других народов помогает людям лучше узнать и главное – понять друг друга. Книга написана специалистами Института этнологии и антропологии РАН.

Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. М., «Молодая гвардия», 1975. — 192 с.   Автор в цикле новелл и очерков раскрывает поэтические черты народного костюма, рассказывает о том, как связан костюм с природой и народными обычаями. В книге дан ряд творческих портретов художников-модельеров, в основе работы которых над бытовым и сценическим костюмом лежит интерес к источнику всех искусств — народному творчеству. Издание богато иллюстрировано. Уникальные цветные съемки произведены в различных областях РСФСР в основном в начале 70-х годов.

Мероприятие подготовила ведущий библиотекарь Паляничка Маргарита Фёдоровна.

Мы ВКонтакте и Telegram.