Национальная мозаика «Культура удмуртского народа в музыке, костюме, танце»

Во вступительном слове ведущий библиотекарь Паляничка Маргарита Фёдоровна рассказала читателям об Удмуртии и её народе.
Удмурты живут в междуречье Камы и Вятки. Эти земли богаты хвойными лесами. У удмуртов издавна развиты охота, рыболовство, бортничество. С древнейших времён удмурты слыли искусными охотниками. Со временем преобладающую роль в хозяйстве стали играть земледелие и животноводство.
Началось знакомство с культурой удмуртского народа по традиции с истории и особенностей национального костюма.
Национальный удмуртский костюм – это символ трудолюбия и аккуратности. Чтобы наполнить свой сундук с приданным, девочки с 6 лет учились прясть на ткацком станке. К 16 годам они становились мастерицами и могли изготовить и повседневное платье, и свадебный наряд.
Костюм удмуртов – это оберег и защита от нечисти. Как удмурты делятся на северных и южных, так и их костюмы отличаются по цветовой гамме, элементам и материалам.
Костюм северных удмуртов содержит три цвета: белый, черный и красный. Южные удмурты отличались костюмами яркими, многоцветными. Сюда входили и белые, и красные, и зеленые, и коричневые цвета.
Первой одеждой для ребенка была рубаха матери для дочери, и отца – для сына. До трех лет дети донашивали одежду старших. Это было не столько экономией, сколько обеспечение комфорта ребенка, ведь ношеная и застиранная одежда становилась мягкой и новое грубое волокно не натирало нежную кожу.
Северные удмурты использовали для изготовления рубахи лен, а южные – коноплю. Овчину, холст, сукно, шерстяные нити также использовали. Из них ткали шортдэрем, который надевался поверх рубахи.
Вышивка на рубахах мужчин показывала род их деятельности и также имела роль оберега.
Интересная особенность костюмов: когда мастерица заканчивала работу, то делала свою отметку из связки ниток (чук). Это была своеобразная торговая марка, бренд. Копировать такой костюм не позволялось.
Одежду и головные уборы украшали бусинами, бисером, монетками, лентами, вышивкой с фрагментами оберега и национального узора. Основным материалом для украшений было серебро – браслеты, серьги, цепочки, кольца. Было популярно украшение йырпинь – белые ракушки. Они играли роль оберегов. Такие украшения передавались от старших к младшим, являясь семейной реликвией.
С помощью видеопрезентации читатели познакомились с представителями народа, одетыми в национальную одежду. «Встречайте по одёжке!»

А потом наступило время знакомства с истоками музыкального искусства удмуртского народа. Ребята совершили экскурсию в мир народных музыкальных инструментов.
На музыкальные инструменты удмуртов повлияли тюрки (домбра, бандура, чипчирган) и славяне (гусли, ложки, трещотки).
Музыкальным инструментам приписывали магические свойства, способность воздействовать на стихийные силы природы, зверей, людей, взывать к всевышнему.
Для изготовления народных музыкальных инструментов использовались природные материалы: дерево, береста, кости, рога, кожа животных, глина, растительный материал.
Народные музыкальные инструменты изначально функционировали в быту, то есть имели практическую принадлежность. Например, тангыра применялась как средство охранной сигнализации, дудка и пастушья трубка были необходимыми атрибутами пастухов.
Тангыра — один из самобытных сигнально — традиционных инструментов. Название происходит звукоподражания (тан — гыр — предмет, издающие звуки). Тангыра используется для передачи информации от одного поселения другому.
Бубен из деревянного обруча с натянутой на него собачьей кожей. Играли на бубне не только во время ряженья, но на свадьбах и вечеринках.
Сейчас многие древние инструменты либо вышли из употребления, либо превратились в детские игрушки. К таким инструментам следует отнести шулан — глиняную свистульку в виде утки или птицы. Когда-то это был ритуальный инструмент для обрядов. Подобные свистульки из глины были известны многим народам России. Они имели форму зверей, рыб, птиц. Удмуртский шулан был в виде утки – птицы, характерной для удмуртской мифологии. Утка и Лебедь — священные животные у удмуртов.
Тутэктон (рожок) делался из рогов домашних животных, из бересты. Его называли «пастушьей дудкой». Это конусообразная дудка с тремя отверстиями и мундштуком.

А потом наступило время знакомства с истоками музыкального искусства удмуртского народа. Ребята совершили экскурсию в мир народных музыкальных инструментов.
На музыкальные инструменты удмуртов повлияли тюрки (домбра, бандура, чипчирган) и славяне (гусли, ложки, трещотки).
Музыкальным инструментам приписывали магические свойства, способность воздействовать на стихийные силы природы, зверей, людей, взывать к всевышнему.
Для изготовления народных музыкальных инструментов использовались природные материалы: дерево, береста, кости, рога, кожа животных, глина, растительный материал.
Народные музыкальные инструменты изначально функционировали в быту, то есть имели практическую принадлежность. Например, тангыра применялась как средство охранной сигнализации, дудка и пастушья трубка были необходимыми атрибутами пастухов.
Тангыра — один из самобытных сигнально — традиционных инструментов. Название происходит звукоподражания (тан — гыр — предмет, издающие звуки). Тангыра используется для передачи информации от одного поселения другому.
Бубен из деревянного обруча с натянутой на него собачьей кожей. Играли на бубне не только во время ряженья, но на свадьбах и вечеринках.
Сейчас многие древние инструменты либо вышли из употребления, либо превратились в детские игрушки. К таким инструментам следует отнести шулан — глиняную свистульку в виде утки или птицы. Когда-то это был ритуальный инструмент для обрядов. Подобные свистульки из глины были известны многим народам России. Они имели форму зверей, рыб, птиц. Удмуртский шулан был в виде утки – птицы, характерной для удмуртской мифологии. Утка и Лебедь — священные животные у удмуртов.
Тутэктон (рожок) делался из рогов домашних животных, из бересты. Его называли «пастушьей дудкой». Это конусообразная дудка с тремя отверстиями и мундштуком.
В быту удмуртов известен кубыз – инструмент, похожий на скрипку. Он применялся в свадебном обряде, сопровождая застольные песни и пляски. Играли на кубызе сидя, держа его на коленях, или стоя. При этом кубыз привешивали за бечевку, которая подвешивалась через пятку. Кубыз имел три — четыре струны. Звук извлекался при помощи смычка.

В культуре любого народа есть музыкальный инструмент, который становится его символом. Для Удмуртии – это Быдзим крезь (Великий крезь). Вот какая интересная легенда есть об этом музыкальном инструменте:
В лесу жила когда-то старая мудрая ель. Звали ее Мудор-Кыз — Мать Леса. Говорят, с неё начинался лес, а может быть, и сама Земля. Ель подпирала Небо, чтобы оно не упало на Землю. Солнце отдыхало на её ветвях. Из-под её корней нарождался робкий родник, чтоб потом превратиться в могучую Белую Каму. Издалека приходили люди поклониться Мудор-Кыз. Говорят, однажды мачеха Солнца, Сумасшедшая Молния, страшным огнем опалила Мудор-Кыз. Ель умерла. Но пришёл Человек и оживил её: он сделал из неё Гусли — Крезь и вложил в них свою человечью душу. Так у удмуртов появились Быдӟым Крезь — Великие Гусли. Когда они звучали, Солнце приближалось к Земле, чтобы их послушать. Когда они пели Инву Утчан Гур — Мелодию Небесной Росы, Небо плакало дождём. Говорят, давно это было. Но с той поры удмурты стали делать гусли из опалённой молнией ели. Теперь уже позабыли про это. И про гусли уже позабыли. Но напев Быдӟым Крезь живёт! Если вы хотите его услышать, идите в Великий Лес и прислушайтесь к нему и к себе. А ребята, участники мероприятия, послушали звучание этого инструмента в исполнении ансамбля крезистов «Сайкан».

Предлагаю вам, наши читатели, проверить свои знания, выполнив задания интерактивной игры. Вам необходимо распределить музыкальные инструменты на две группы: профессиональные и народные. Найдите среди народных инструментов удмуртские «Музыкальные инструменты»/

Библиотекарь рассказала читателям об истории и особенностях народного танца.
Богата удмуртская земля и танцами. Танцевальное искусство удмуртского народа является неотъемлемой частью его духовной культуры.
Танцы северных удмуртов чаще строятся на простом бытовом шаге, спокойном беге, притопах с замысловатыми переходами, своеобразными вращениями.
Самобытностью отличаются танцы южных удмуртов. Наряду с мягкой манерой исполнения «косичек», переменных ходов присутствуют разнообразные дроби, дробные ходы.
Удмуртский народный танец был в основном массовым, коллективным (что издревле было предопределено в удмуртском этносе особой ролью общины, рода, семьи). Популярными были и остаются разнообразные коллективные пляски, хороводы, танцы втроем, вчетвером и далее по возрастающему числу их участников, кадриль, танцы- игры, танцы с определенной композицией.
Читатели посмотрели видеоролик с выступлением Удмуртского Театра Фольклорной песни и танца «Айкай».


Библиотекарь познакомила читателей с книгами о культуре народов России.

Рекомендательный список литературы

Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия / Бронштейн М. М., Жуковская Н. Л. и др. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2020. – 103 с.: ил.Книга знакомит с многочисленными народами нашей страны, с их историей, праздниками, обрядами и обычаями. Знание культурных традиций других народов помогает людям лучше узнать и главное – понять друг друга. Книга написана специалистами Института этнологии и антропологии РАН.

Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. М., «Молодая гвардия», 1975. — 192 с.   Автор в цикле новелл и очерков раскрывает поэтические черты народного костюма, рассказывает о том, как связан костюм с природой и народными обычаями. В книге дан ряд творческих портретов художников-модельеров, в основе работы которых над бытовым и сценическим костюмом лежит интерес к источнику всех искусств — народному творчеству. Издание богато иллюстрировано. Уникальные цветные съемки произведены в различных областях РСФСР в основном в начале 70-х годов.

Мероприятие подготовила ведущий библиотекарь Паляничка Маргарита Фёдоровна.

Библиотека ВКонтакте
Телеграмм канал библиотеки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *