Урок кибербезопасности «Спам или не Спам?»

3 мая отмечается день рождения спама

Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Но безопасность в глобальной сети касается всех, как взрослых, так и детей. Одним из киберугроз в сети Интернет считается СПАМ, днем рождения которого считается 3 мая.

В этот день в 1978 году компанией DEC 400 получателям было отправлено первое официально зарегистрированное нежелательное рекламное сообщение о новых мини-компьютерах. Объявление было разослано по сети Арпанет (Arpanet), которая была предшественницей современного Интернета. Арпанет был создан в 1968 году по заказу министерства обороны США как средство передачи информации на случай атомной войны. Первоначально к нему были подключены несколько ведущих университетов штата Калифорния, но вскоре сеть распространилась на весь западный мир. Арпанет прекратил существование в 1990 году, когда он окончательно технически устарел.

Определение «СПАМ» взято из названия марки мясных консервов, колбасного фарша из свинины. После Второй мировой войны, в период, когда на британских островах действовала карточная система, «СПАМ» был одним из немногих мясных продуктов, находившихся в свободной продаже. Тем более, что после войны их необходимо было срочно распродать, пока не истек срок годности и они не испортились. Это привело к тому, что реклама данного продукта была везде: на улицах, в газетах, в транспорте.

В 1970 году на британские телеэкраны вышла комедия, в которой было изображено кафе, где все блюда были приготовлены из «СПАМ», который усиленно навязывался клиентам. Так эти консервы стали символом назойливой рекламы.

Сейчас спам, по выражению экспертов, вырос в целую мощную систему, ежедневно рассылающую более ста миллиардов электронных посланий, многие из которых содержат компьютерные вирусы.

Большой процент всех электронных сообщений, рассылаемых в Интернете, – это спам, ненужная информация. Значительное число таких писем направляется высокотехнологичными бандами через захваченные с помощью вирусов компьютеры. Спам широко используется для осуществления самых разнообразных преступных, мошеннических операций, в том числе для похищения информации о банковских счетах.

Итак, спам – это массовая рассылка сообщений пользователям, не дававшим согласия на их получение. Осуществляется с целью рекламирования определенных продуктов, распространения информации, кражи личных данных и т. д. Это навязчивая реклама чего-либо. В большинстве случаев спам представлен в виде рассылки электронных писем, но на деле его используют везде, где есть открытый доступ к распространению информации: социальные сети и медиа, форумы, комментарии на сайтах, мессенджеры, электронные почты, SMS на телефон. Даже в офлайн-пространстве есть спам. Например, рекламные буклеты в вашем почтовом ящике.

Спам-атака – это рассылка огромного количества спамных сообщений на определенных площадках или каналах. Например, спамеры (люди, рассылающие спам) выяснили, что на определенном форуме высокий уровень отдачи (большая активность). Эта информация распространилась в кругах людей, занимающихся спамом, и на сайт обрушилась огромная волна сообщений с навязчивой рекламой. Такое событие и называется спам-атакой. Спамерские атаки не всегда производятся из-за высокой отдачи площадки. Иногда они случаются по чьему-то злому умыслу с целью навредить сайту и его владельцу.

Более подробно про спам-атаку можно узнать, просмотрев мультфильм:

Какие бывают спамы

Все мы должны научиться распознавать спамы, чтобы наше пользование Интернет-ресурсами было более безопасным и продуктивным. Спам бывает разным, приходит из разных каналов. Давайте с помощь презентации подробно рассмотрим виды спама.

Для того чтобы максимально уменьшить количество спама в своей почте, нужно понять то, как пользователи попадают в списки рассылки.

  1. Невнимательность при регистрации на сайте. Зачастую в форме регистрации уже сразу стоит галочка-согласие на получение рекламных материалов. Однако отказаться от спама в этом случае несложно: в конце каждого письма должна быть ссылка «Отписаться от рассылки».
  2. Взлом. Мошенники взламывают сайты и почты пользователей, тем самым получая доступ к базам данных (контактов).
  3. Продажа. Базы адресов, к сожалению, иногда продают и сами сотрудники сайтов.
  4. Фишинг. Пользователь вводит свои данные на подставных сайтах.

Советы

Выбирайте надежный почтовый сервис (например,Gmail). В таких почтовых сервисах хорошо работает фильтрация спама, поэтому бОльшая часть мошеннических писем будет попадать сразу в папку «Спам».

Если какое-то письмо все-таки «прорвалось» в основную папку с письмами, обязательно отмечайте его как спам– все дальнейшие письма от этого пользователя попадут туда же.

Также для избавления от спама можно использовать фильтры и создавать правила в почтовых сервисах.

Давайте проверим насколько вы знакомы с интернет-угрозами:

Как видите, спам — довольно серьезная проблема, которая может либо просто раздражать, либо причинить действительно большие неприятности пользователям сети. Но мы надеемся, что теперь, зная о спаме больше, вы будете понимать как относиться к тому или иному виду спама и не потеряете время, личные данные и деньги.

Даже если вы уверены, что никогда не попадетесь на удочку мошенников, то обязательно расскажите об опасностях своим родным и близким.

Ну и, конечно же, читайте книги, чтобы быть подкованными в сети Интернет:

Карин Нигордс «Как устроен Интернет. От байта до YouTube»

Что такое wi-fi? Как создают сайты? Где находится темная сеть? Кто такие хакеры? Почти треть человечества пользуется Интернетом каждый день, но даже половина из них не знает, как именно всё устроено!
Благодаря этой книге ты сам исследуешь потаенные уголки Интернета. Ты выяснишь, что называют Всемирной паутиной, как Интернет попадает в дом и кто им управляет. А ещё узнаешь, зачем нужны языки программирования, кто такие бит и байт и как попасть в секретный туннель Интернета. Единица и Нолик приглашают тебя отправиться с ними в путешествие по захватывающему миру Интернета!

Иван Бакунович «Детям об интернете»

Как уберечься от опасностей, научиться правилам поведения в Сети и, наконец, определить, чего же в интернете всё-таки больше — хорошего или плохого? Об этом и многом другом можно прочитать в данном сборнике, в который вошли стихи, рассказы, притчи и сказки для детей младшего и среднего школьного возраста.

Мероприятие подготовила и опубликовала: ведущий библиотекарь Геворгян Лиана Геворговна.

Читайте нас ВКонтакте и Instagram

Be the first to comment on "Урок кибербезопасности «Спам или не Спам?»"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*