Краеведческая лекция «Истории Нахичевани». История театра имени Максима Горького

Продолжаем наши краеведческие лекции. Сегодня мы с вами поговорим о истории театра имени Максима Горького.
В центре города Ростова-на-Дону стоит здание — театр драмы имени Горького, давно ставшее не только его эмблемой, но и…притчей во языцех, т.к. в народе его прозвали «ТРАКТОР».

Проект здания, созданный известными советскими архитекторами В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейхом, в наши дни представляет Россию в Лондонском музее истории архитектуры – рядом с макетом храма Василия Блаженного.

Задумали же строить театр в 1929 году. По переписи населения в Ростове и Нахичевани в то время проживало более 308 тыс. человек. Но такой большой краевой центр, (по территории равный Франции вместе с Бельгией) не имел здания театра.

Площадь под строительство была выбрана на месте бывшей «Нахичеванской межи», где проходила граница между расположенными рядом городом Ростовом и Нахичеваном-на- Дону.
С местом для строительства здания театра в Ростове определились в 1929 году, сразу после объединения города Ростова с соседней Нахичеванью. Свободное пространство, полтора столетия разделявшее ближайших соседей, решили превратить в центральную площадь объединённого города и украсить её театром, да таким, что нет больше нигде: «самый большой («больше Большого»), самый оригинальный («мощный комбинат театрального искусства»), самый масштабный («возможность постановки большого индустриализированного спектакля, наиболее мощно и ярко отражающего установки революционного искусства») и, конечно же, самый красивый» (формулировки приводит историк театра Наталья Перминова).

1934 год. Строительство театра

Объявили конкурс проектов. Идею построить «театр-трактор», которую предложили два Владимира — Гельфрейх и Щуко, создавшие для Москвы, например, главный корпус Ленинской библиотеки и Большой Каменный мост.

Это было первое театральное здание, построенное в Советской России, и за реализацией проекта следила вся театральная общественность страны, а ведущие театральные специалисты давали свои рекомендации. В ходе строительства театр открыл собственные карьеры в Крыму и на Урале, где добывался мрамор. Внутренняя отделка театра была великолепной – мраморные лестницы и колонны, ложи, отделанные серым орехом и чинаром, изящная мебель. Фасад театра украсили горельефы выдающегося донского скульптора С. Королькова – «Гибель Вандеи» и «Железный поток».

Горельеф «Гибель Вандеи» завершенный в 1935 г., передает атмосферу тяжелого жестокого боя между белогвардейцами и красными конниками. Символическое название перекликается с событиями времен французской революции.

Театральный вестибюль занимал огромную площадь – 500 кв.м. девять колонн темно-красного искусственного мрамора, стилизованные под клапаны двигателя, мягкий свет, исходящий из-под капителей и карнизов определяли интерьер вестибюля. Торжественную атмосферу дополняли мозаичные плиты пола и широкие скамьи вдоль стен. В торцах зала находились билетные кассы и кабинет медицинской помощи.

Лестницы, ведущие на 2-ой этаж, были облицованы белым итальянским и уральским мрамором, стены – красным и серым крымским мрамором, перила из французского красного, пятнистого.
Огромный театральный ресторан площадью 300 кв.м имел стеклянный подвесной потолок с подсветкой из 500 лампочек. Четыре колонны, отделанные темно-зеленым мрамором, определяли пространство ресторана.
Специальный курительный салон с настенными бра и диванами вдоль стен, имел мощную вентиляцию, нагнетающую свежий воздух и вытягивающую дым.

Новый театр стал самым большим не только в Советском Союзе, но и в Европе. Портальная арка сцены оказалась на несколько метров просторнее, чем у Большого театра в Москве. Зрительный зал вмещал 2200 человек, был еще и концертный зал на 825 человек, в оркестре могли разместиться 100 музыкантов, площадь сцены превышала 1100 кв. метров, театр был оснащен по последнему слову техники.

«Каменный грудастый трактор с гусеницами из стекла и ослепительным мраморным радиатором… Гранит и стекло использованы в этом странном здании с неожиданной смелостью и вопреки своему обычному существу: тяжелый каменный корпус рвется вверх, а легчайшие стеклянные галереи отрезвляюще неподвижны… Так выглядит новый драматический театр в Ростове… В четыре года Ростов выстроил один из лучших театров страны», — строки из газет того времени.

«Такого театра по масштабам, по роскоши отделки, по возможностям, таящимся в нем, нет в нашей стране», — из письма Ю. Завадского.

В 1936 г. на работу в театр был направлен именитый московский режиссер Юрий Завадский, яркий представитель школы «психологического анализа», который привез в Ростов лучших своих артистов – Николая Мордвинова, Веру Марецкую, Ростислава Плятта. Будучи артисткой Ростовского театра драмы, Вера Марецкая сыграла главную роль в художественном фильме «Член Правительства», ставшем судьбоносным в ее творческой биографии.

А также  такие именитые артисты, как Нерадов, Ю.Н. Левицкий, Е.Д. Саладина, И.А. Швейцер.

Четыре года, в которые эти выдающиеся театральные деятели, ставшие впоследствии народными артистами СССР, создали множество постановок, были названы «Золотым веком ростовской драмы».

В годы Великой Отечественной войны театр постановкой «Фельдмаршал Кутузов» поднимал боевой дух солдат перед отправкой на фронт, сначала в родных стенах, затем, когда город был оккупирован, – в эвакуации.

Фашисты не пощадили великолепие недавно выстроенного театра, и перед отходом из Ростова-на-Дону в 1943 г. взорвали его изнутри, уничтожив уникальные интерьеры.

Восстановить здание театра смогли лишь спустя 20 лет, в 1963 г. Была проведена полная перепланировка внутренней части здания. Существенно сократилась вместимость залов, ликвидированы многие диванные, буфетные, детский сад-ясли, остался только один сценический круг. Исчезла основная часть мраморной облицовки. Вместе с тем значительно улучшилась акустика. Все это время труппа была по сути «бездомной», однако работа продолжалась, театр работал в «передвижном» режиме, кочуя по разным площадкам.

Посмотрите презентацию «Драматический театр имени М.Горького»:

В театре работают два зала музея истории Ростовской драмы. В них собраны уникальные экспонаты: раритетные фото и документы начала XX века, костюмы из спектаклей и личные вещи легендарных Завадского, Марецкой, Мордвинова, афиши и программки постановок, хранящие дух ушедшей эпохи, другие архивные материалы, костюмы, реквизит и фотографии, связанные с новой историей театра. Музей неизменно пользуется большой популярностью у зрителей.

Музей работает по вечерам, в дни показа спектаклей — за полчаса до начала и в антракте. 

Мы предлагаем книги о театре:

Театральная площадь - особое место нашего города. Долгие годы «Нахичеванская межа «разделяла два города-соседа Ростов и Нахичевань , а в 20-х годах объединила их в единое целое, придав особый колорит самому крупному городу Юга России. Время словно приберегло заповедный пустырь для того, чтобы ХХ столетии здесь поднялись оригинальные здания и памятные сооружения, отразившие эпоху исканий зодчих и ставшие своеобразным архитектурным «заповедником».
Театр – это полет воображения. Театр – это возможность перевоплощений. Театр – это увлекательные истории, рассказанные на небольшом пространстве сцены, где мы можем быть и зрителями, и актерами. Домашний театр – это пространство, способное соединить поколения. И книги помогут в этом: вы узнаете что-то новое и сможете сами поставить небольшой спектакль.
Александрова, Н. Балет: мини-энциклопедия для детей: рассказы о театре, балетной школе, знаменитых спектаклях / Наталья Александрова; — Санкт-Петербург: 2019. (Познавательные истории). Как устроен театр? Как проходят репетиции, чему учат на уроках в балетной школе? Как называются элементы балетного танца и зачем артистам французский язык? Легко ли встать на пуанты? Автор не просто рассказывает об этом – она делится с читателем своей огромной любовью к балету и театру. Помимо различных познавательных фактов, в книге подробно изложены сюжеты самых знаменитых балетных спектаклей.

Посмотрите фильм о театре в довоенное время.

А теперь мы с вами поиграем в дидактическую игру «Я иду в театр».

Театр драмы имени М. Горького является визитной карточкой Ростова-на-Дону.

Материал подготовила: ведущий библиотекарь Мурадова Анаида Савельевна.

Материал опубликовала: ведущий библиотекарь Геворгян Лиана Геворговна.

Be the first to comment on "Краеведческая лекция «Истории Нахичевани». История театра имени Максима Горького"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*